Маржа: что это такое?

Бизнес

Чтобы принимать правильные решения по управлению компанией и развитию бизнеса, необходимо располагать всеми возможными данными о параметрах функционирования фирмы. Это значит, что у вас должны быть сведения, отражающие финансовую прибыль, затраты на производственную деятельность и прочие расходы.

Маркетологам эта информация необходима для принятия практически любого решения. Особую роль играет маржа: это, простыми словами, лакмусовая бумажка внутреннего состояния компании. Без ее оценки принимать какие-либо решения небезопасно – это прямая угроза фирме. Почему? Потому что это понятие является ключевым фактором ценообразования, отражает степень рентабельности затраченных денег, дает возможность построить прогноз доходности, а также произвести анализ выгоды.

Что такое маржа простыми словами?

Это разница, которая определяется двумя показателями – итоговой ценой, за которую товар был реализован, и себестоимостью (в торговле) или ставками по процентам и котировками (в сфере биржевых операций). Кроме того, этот термин распространен в области банковской и страховой деятельности. В зависимости от того, какое направление мы будем рассматривать, определяются характерные особенности этого показателя. Он может выражаться в абсолютных значениях или процентах. 

 

В торговле маржа – это разница между денежным выражением ценности предмета и суммой, которую потратили при его производстве. Что это значит? Эффективность деятельности фирмы по превращению получаемых средств в прибыль.

 

Для расчета используется следующая формула:

Маржа = (Стоимость предмета – Цена издержек) / Стоимость предмета*100%.

Все значения, которые используется для подсчетов, должны быть представлены в абсолютной величине. Это может быть любой валютный эквивалент.

Для того чтобы получить картину деятельности предприятия, прибегают к процедуре вычисления валовой маржи.

 

Что это такое?

Значение, которое получается путем вычитания суммы издержек, относящихся к категории дополнительных, из суммарного значения общего дохода, полученного от реализации товара.

 

Да, такой способ оценки деятельности вашего предприятия имеет место, однако, как и другие методы, несовершенен. К его недостаткам относится то, что он не может учесть все факторы, влияющие на ценообразование и формирование конечной суммы, затрачиваемой на производство товара.

Из-за своей ограниченности такой тип анализа может применяться в сферах со стандартными процессами небольших объемов. Например, в малом бизнесе. В крупных компаниях маржинальный метод может быть эффективен только в сочетании с совокупностью других экономических оценок.

С другой стороны, он прост в применении. Вы легко сможете провести подсчет и получить вполне понятную картину. Кроме того, этот показатель учитывает рынок, что выгодно отличает его от других индикаторов эффективности, например, рентабельности.

 

Получается, что значение маржи для анализа не идеально. Оно не всегда объективно, а значит, не может применяться как единственный метод оценки. Скорее, этот параметр аналитический, его основной задачей является отражение степени успешности деятельности компании.

На самом деле, его объективность снижают сами экономисты, осуществляющие подсчет. Например, на одном предприятии при формировании себестоимости учитывают только израсходованный материал. Условно, считают сколько досок было потрачено на корпус корабля и ткани для паруса. Это один подход. Другой более масштабный. Помимо сырья, он включает еще и издержки, связанные с оплатой труда рабочих, премиальные вознаграждения менеджеров, продавцов. Все это сказывается на расчете маржи. Какой подход правильный? На этот вопрос ответ может дать только детальное исследование конкретного предприятия. Панацеи не существует – вам придется выработать идеальную формулу индивидуально для своего бизнеса.

Этот показатель применим не только к торговле. Аналогично он достаточно часто встречается в сфере биржевых операций и при оценке деятельности кредитно-финансовых учреждений.

Маржа – что это такое в банковской деятельности

Законами экономики установлена связь между этим значением и прибылью организации. Для оценки доходности финансовых операций используется чистая процентная маржа. Она показывает насколько прибыльны активы, которые находятся в работе. Для ее вычисления необходимо подсчитать разницу между капиталом учреждения и чистым доходом от процентов. Последний обеспечивается выдачей кредитов и инвесторской деятельностью.

 

Поскольку этот показатель посредством конкретных цифровых значений визуализирует степень прибыльности работающих активов, он представляет собой ключевую характеристику, отображающую выгоду проводимых организацией операций.

 

Это разница между следующими понятиями:

  • получаемым капиталом и процентными расходами по отношению к активам;
  • процентными ставками по кредитам и депозитам:
  • ставками по займам отдельных заемщиков;
  • ставками по процентам операций (пассивом и активом).

Кредитные учреждения устанавливают минимальную планку показателя, средний уровень. Это пределы выгоды или эффективности деятельности организации.

На варьирование значения влияние оказывают следующие факторы:

1 – сроки по предоставлению займов и хранению денег;

2 – размер процентных ставок (зафиксированных и изменяемых).

 

Маржа для брокеров: что это и зачем применяется?

Цель все та же – контроль рисков. Перед началом операций брокер должен рассчитать показатели степени риска по лицевым счетам своего клиента. Маржа является главным показателем. За контрольные отметки берется ее значение на начальном уровне и планка минимума. Дальнейшее открытие позиций возможно только в том случае, если обеспечение выше стартовой отметки показателя.

Однако само понятие термина отличается от рыночного или банковского. В мире брокеров под ним понимают величину кредита, которую посредник (брокер) предоставляет клиенту для совершения операций. То есть это своеобразный вид виртуального денежного займа. Он используется для ведения игры, предоставляя возможность даже при минимальной фактической сумме играть по-крупному. В данном случае необходимо обеспечение залогом. Только так дилинговый центр или посредник предоставят необходимые суммы.

 

Маржа может быть в денежном выражении или процентном. По большому счёту это не имеет значения. Вам нужно получить сравнимую цифру, а в каком эквиваленте она будет представлена неважно.

 

Если следовать первому способу и использовать валютный инструмент, например, рубли, то размер маржи всегда будет равным наценке.

Посчитать значение можно путём применения следующей формулы:

М = ИС – Сб, где ИС -итоговая стоимость, а Сб-издержки на производство.

Проценты визуально нагляднее. Вы сможете быстро оценить насколько все плохо или замечательно. Получить значение можно стандартным путём перевода в проценты:

М = (ИС-Сб)/ИС*100%.

Благодаря этой формуле вы получите эффективный инструмент анализа значения в динамике. Очевидно, что полученный показатель не может быть больше 100%.

Маржа зависит от цены, по которой вы реализуете продукцию. Поэтому при повышении стоимости товара, ее размер должен увеличиваться. Если этого не происходит, значит рост издержек более динамичен, а ваш риск оказаться в убытке велик как никогда. Чтобы избежать негативных последствий, необходимо проанализировать свои действия в области ценовой политики.

 

В качестве заключения

Расчет маржи – это необходимый элемент экономического анализа эффективности предприятия. Для торговых компаний важно рассчитывать рентабельность деятельности в области сбыта. Кредитно-финансовые учреждения должны правильно оценивать риски, сопряженные с инвесторской работой и выдачей займов. Брокерам важно понимать финансовую обоснованность совершаемых операций.

Маржинальный анализ помогает найти наиболее приемлемые способы комбинирования постоянных издержек, которые расходуются на производство продукции, переменных затрат, итоговой стоимости реализации товара, а также объема продаж. Этого инструмента может быть недостаточно для оценки крупной компании, но в малом бизнесе он незаменим.

 

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Вклады и Инвестиции
Добавить комментарий