Как составить бизнес план

Бизнес

Предприятие начинается с идеи. Но чтобы инвестор ее услышал, она должна быть обличена в конкретную форму – бизнес-план. Такой документ поможет убедить потенциального спонсора в состоятельности идеи и будущем успехе фирмы. Но немногие начинающие предприниматели знают, как выглядит, и из чего состоит бизнес-план. Интернет пестрит предложениями о помощи в составлении этого документа, и воспользоваться такими услугами можно. Это сэкономит и время, и силы.

Доверив написание такого документа профессионалам, вы с большой долей вероятности получите толково составленный план. Но что делать, если средств пока что нет даже на это? Разбираться, как правильно писать бизнес-план самому. В этом и поможет наша статья. Мы рассмотрим, что стоит упомянуть, что ожидают увидеть в документе потенциальные инвесторы, и что они считают убедительными доказательствами перспективности идеи. Кроме того, мы рассмотрим и практическую сторону вопроса: по каждому пункту мы приведем образец того, как составить бизнес план самостоятельно.

Встречают по одежке: оформление

Если вы хотите продемонстрировать инвесторам всю серьезность своих намерений, к оформлению документа подойдите к оформлению документа ответственно. Выберите бумагу подороже, сам текст поместите в папку с пружинками, и обязательно напечатайте логотип компании. Текст печатайте только с одной стороны листа, шрифт выберите нейтральный (Times New Roman или Arial подойдут). Про выделение пунктов и заголовков тоже не забудьте. Титульный лист должен содержать название фирмы и контактную информацию. Уделите внимание составлению содержания с указанием страниц.

 

Интересно

Если у вас уже имеется какая-либо раздаточная информация, бренд-бук, или что-то, что может хотя бы теоретически заинтересовать потенциального партнера – не поленитесь изготовить несколько копий и приложить их к документу.

 

Из чего должен состоять бизнес-план: структура и образцы

Мы рассмотрим общие принципы, в действительности каждый частный случай уникален, и приведенный перечень пунктов может меняться. Поэтому смело добавляйте новые блоки, если есть возможность и необходимость, а в противном случае безжалостно режьте план.

Пункт №1: Резюме

Это лицо вашего бизнес плана. Если остальные пункты потенциальные спонсоры могут прочитать «по диагонали», то этот они изучат скрупулезно. В этом блоке должна содержаться ваша идея и выводы из других разделов: цели и задачи, прогнозы объема продаж и прибыли, срок окупаемости и величина требуемых инвестиций. Писать первый пункт, как ни странно, нужно в самом конце – так вам будет на что опереться и вы точно ничего не забудете указать.

Пример

Wellness-студия XXX была создана хх.хх.хххх года. номер регистрационного удостоверения ххххх.

Основная сфера деятельности — предоставление услуг по оздоровлению организма, набору и поддержанию физической формы клиентов. Главные преимущества — высокое качество услуги и современное оснащение.

Уникальность — эффективное использование новых подходов к занятиям физической нагрузкой, отличающихся от традиционных. Кроме того, клиенты могут выбрать индивидуальный план занятий разработанный исходя из их собственных возможностей.

Пункт №2: Анализ рынка

Этот пункт критически важен при составлении бизнес плана для малого бизнеса. Нужно тщательно проанализировать нишу, в которой вы работаете, оценить перспективы роста и развития, потенциальный доход, тренды и тенденции. Важно это и для инвестора, и для вас самих – такие расчеты помогут глубже понять рынок, и подойти к разработке стратегии предупрежденным, а значит, вооруженным.

После описания рынка, следует анализ целевой аудитории. Для этого, потенциальных клиентов нужно сегментировать по географическим, демографическим, поведенческим и другим признакам. Вы должны четко представлять, кто будет у вас покупать, и как до них достучаться.

Пример

Сегментировать рынок можно по принципу востребованности услуг клиентами с разным уровнем дохода и разными демографическими профилями.

45,6% потребителей предпочитают плавание, поэтому фитнес-клубы с бассейном имеют преимущество перед конкурентами. 27,2 % клиентов пользуются всем спектром услуг, предоставляемых такими организациями. 11% потребителей отдают предпочтение занятиям в тренажерном зале. На остальные услуги приходится не более 5% спроса. Женщины составляют 61% от общего числа посетителей, мужчины — 39%.

Услуги wellness-студии в первую очередь заинтересуют работающих представителей среднего класса, активно вкладывающихся в свое здоровье.

Пессимистичный сценарий работы студии выглядит следующим образом: число клиентов в в будни не превысит 10 человек, а в выходные — 20 человек.

Оптимистичный сценарий предполагает уровень посещаемости в 30 человек в будние дни, и 40 – в выходные.

Конкуренция и конкурентное преимущество.

Ниша оздоровительных услуг достаточно конкурентна и развита.

Преимуществами нашей wellness-студии станут:

  1. Баланс цены и качества предоставляемых услуг.
  2. Уникальное оборудование и методики.
  3. Скидки и акции.
  4. Высокий уровень оснащения зоны отдыха.
  5. Принципиально новый подход к формированию индивидуальных программ тренировок.
  6. Хорошо обученный и приветливый персонал

Пункт №3: продукция и услуги

В этом разделе нужно отразить преимущества вашей продукции или услуги или продукта, описать их сильные и слабые стороны. Здесь же упомяните о наличии патентов и авторских прав, если таковые имеются.

Пример

Описание компании и сектора рынка:

Дата регистрации хх.хх.хххх, номер регистрационного удостоверение ххххххх, форма собственности – ИП/ООО.

Анализ локации:

Плюсы:

  • Близость к спальным районам и торговому центру.
  • Бесплатная и вместительная парковка.
  • Близость к автобусным и троллейбусным остановкам.

Минусы:

  • Удаленность от центра города.
  • Высокая стоимость аренды.

Главная цель – привлечь максимальное число клиентов, за счет сочетания высокого качества услуг и их относительной доступности. Уникальное преимущество – новые методики, которые не предлагает ни один конкурент и современное оборудование.

 

SWOT-анализ:

Силы:

  • Соотношение цены и качества услуги.
  • Выгодное расположение.
  • Уникальность предложения.

Слабости:

  • Слабая информированность потенциального клиента.
  • Отсутствие собственного помещения.

Возможности:

  • Расширение аудитории за счет мужской ее части.
  • Открытие магазина органических продуктов на базе студии.

Угрозы:

  • Высокая конкурентность.

Характеристика услуги

Welness-студия ХХХХ станет частью быстро развивающегося рынка оздоровительных услуг. Главной услугой станет возможность улучшить здоровье, быстро и без лишних усилий набрать физическую форму и поддерживать ее.

Оборудование

Оборудование включает в себя современные тренажеры.

Факторы привлекательности

  1. Сочетание эксклюзивности оказываемых услуг и доступной цены.
  2. Привлекательный дизайн интерьера.
  3. Приветливый и квалифицированный персонал.
  4. Индивидуальные программы занятий.

Пункт №4: продвижение

Переходим к основной части написания бизнес плана. В следующих блоках инвестор должен найти доказательство того, что вы просчитали все возможные риски, и трезво оцениваете доходность проекта. Начинается эта часть документа с блока о продвижении. Опишите планируемые способы продвижения услуги или продукта, каналы привлечения клиентов, организацию продаж. Обязательно осветите ценообразование – так потенциальный партнер  увидит, что стоимость услуги или продукта не «взята с потолка».

Пример

Целевая аудитория

  • Частные лица.
  • Корпоративные клиенты.

Товарная политика

Главные направления работы компании:

  • Сочетание качества услуг и их доступности.
  • Достижение высокой степени лояльности бренду среди ЦА.

Ценовая политика

Расчет себестоимости услуги на 1 клиента:

  • Энергия – Х р.
  • Расходы на персонал (зарплату) – Х р.
  • Социальные отчисления – Х р.
  • Амортизация – Х р.
  • Арендная плата – Х р.
  • Другие расходы – Х р.
  • Итого – Х р.
  • НДС – Х р.
  • Наценка – Х р.
  • Общая стоимость – Х р.

Маркетинговая политика

Каналы привлечения клиентов:

  • Реклама на местных радиостанциях.
  • Реклама в газетах и журналах, популярных у ЦА.
  • Распространение рекламных листовок и другой печатной продукции.
  • Социальные сети.
  • Поисковые системы.

Пункт №5: производство

Этот блок посвящен производству. Опишите требующиеся ресурсы: помещение, энергию, объем оборотных средств. Расскажите об используемых технологиях и бизнес-процессах. Грамотно оформив этот раздел вы покажете инвесторам, что ясно представляете схему работы компании. Для этих целей составьте таблицы с характеристиками оборудования и помещения. Распишите план работ с указанием временных затрат. Обязательно упомяните о том, сколько и куда вы затратите инвестиций. Этот пункт останется без примера, т.к. эти вещи очень индивидуальны, и рассказывать об общем случае бессмысленно.

Пункт №6: структура, менеджмент и персонал

Нарисуйте структурную схему компании. Отметьте на ней должности и кратко опишите зоны ответственности. Дополнительным плюсом станет рассказ о взаимодействии сотрудников друг с другом. Обязательно разместите краткие резюме будущих руководителей компании. Ваши потенциальные партнеры точно не захотят давать деньги неизвестным личностям с загадочным прошлым. В заключении опишите персонал: их обязанности, требования к опыту и квалификации, заработную плату.

Пример

Структурная схема.

На начальном этапе компания привлечет 5 работников: трех тренеров и двух администраторов.

Таблица расписания работников.

Менеджеры подберут персонал через рекрутинговые агентства и сайты, и примут окончательное решение по результатам собеседования.

 

Важно

Из чего состоит хороший бизнес план? Из конкретных цифр, расчетов, и выкладок. Если вы плохо разбираетесь в алгоритмах расчета рентабельности – обратитесь к профессионалам. Такие услуги стоят денег, но вы в любом случае потратите меньше, чем если бы целиком доверили составление документа наемному работнику.

 

Пункт №7: риски и страховка

Опишите возможные риски, степень их вероятности, возможные дополнительные расходы и методы снижения издержек. Если планируете обращение в страховые компании, укажите объем планируемого страхования.

Пример

Внешние риски:

  1. Рост тарифов на коммунальные услуги (14% от выручки).
  2. Пожары, подтопления и другие чрезвычайные ситуации (5% чистой прибыли)
  3. Рост стоимости аренды помещения (4% выручки)
  4. Рост конкуренции (7% чистой прибыли)

Внутренние риски:

  1. Снижение качества услуги (20% выручки)
  2. Найм неквалифицированного персонала(10% выручки)
  3. Неисправности оборудованя (2% выручки)

Стратегия минимизации рисков включает в себя:

  1. Страхование.
  2. Создание резерва денежных средств.
  3. Профилактические мероприятия.
  4. Повышение квалификации сотрудников.

Пункт № 8: финансовый прогноз

Самый важный для инвестора пункт. В нем отразите планы по прибыли и убыткам, баланс, сумму требуемых инвестиций, расчет рентабельности, сроки выхода на окупаемость и безубыточность. Вам предстоит считать деньги, которых у вас пока нет. Чтобы их получить, подойдите к вопросу серьезно и обстоятельно: не занижайте расходы и не завышайте доходы. Чем реалистичнее выглядит прогноз, тем скорее инвестор согласится выделить нужную сумму.

Пример

Компания полностью погасит кредит за 2 года.

Далее разместите план расходов и доходов. Первый год работы компании распишите подробно – по месяцам. Второй и последующий – по кварталам или годам.

Прогноз баланса и срок окупаемости

  1. Требуемая сумма инвестиций.
  2. Чистая прибыль.
  3. Расходы на амортизацию.
  4. Чистый денежный поток (прибыль + амортизация)
  5. Срок окупаемости (инвестиции ÷ денежный поток)

Рентабельность и дисконтный доход

  1. Чистая прибыль за 4 года.
  2. Амортизация за 4 года.
  3. Чистый денежный поток за 4 года.
  4. Сумма инвестиций.
  5. Рентабельность инвестиций, %. ((прибыль — инвестиции) ÷ инвестиции ×100%)
  6. Ставка дисконта,% ((15-8,25)+8,25).
  7. Коэффициент дисконтирования на конец года, (1/(1+0,15) 4).
  8. Дисконтированный доход.

Анализ безубыточности

  1. Выручка.
  2. Переменные затраты.
  3. Постоянные затраты.
  4. Маржа.
  5. Доля маржи.
  6. Порог рентабельности.образец
  7. Запас финансовой прочности.

Налоги и социальные отчисления.

  1. Налог на прибыль за год,
  2. Отчисления на социальные нужды.

Итого:

Заключение

Мы привели образец того, как составить бизнес план самостоятельно. Помните, что каждая ситуация уникальна, и содержание документа может меняться, поэтому при его составлении опирайтесь на собственные данные. Если ваш будущий бизнес строится на преимуществе, недоступном конкурентам – почаще упоминайте его в документе, и обращайте на него особое внимание при презентации. К последней тоже готовьтесь заранее. Не стесняйтесь репетировать перед зеркалом или записывать речь на диктофон – так проще оценить качество собственного выступления. Помните, что успеха добивается тот, кто умеет и произвести впечатление, и предоставить доказательства состоятельности бизнес идеи.

 

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Вклады и Инвестиции
Добавить комментарий