Что такое факторинг

Бизнес

В современном бизнесе, когда продавец и покупатель зачастую разделены большими расстояниями, всегда появляется момент, когда товар уже отгружен, а оплата за него будет нескоро. Чтобы сократить период ожидания фактических денег и не потерять возможность пустить их в оборот сразу и прибегают к помощи посредничества. В нашей статье мы поговорим о сущности факторинга, разберем, какие существуют виды этого экономического явления, а также кому и когда это может быть интересно.

Факторинг: что это такое простыми словами

Поставщики зачастую сталкиваются с дилеммой: работать по предоплате, на которую согласны не все клиенты, или же согласиться предоставлять рассрочку, лишаясь при этом возможности вкладывать средства в текущие операции. Найти баланс при этом можно с помощью посредников.

 

Факторинг — это предоставление денег поставщику без залоговых обязательств в ответ на передачу финансовых обязательств перед ним покупателя. Простыми словами — это переуступка дебиторской задолженности третьему лицу.

 

Таким образом продавец получает свою материальную выгоду раньше, чем это обозначено в договоре поставки, за счет средств компании-фактора.

Можно выделить следующие функции таких финансовых услуг, которые сполна характеризуют их суть :

  • обеспечение увеличения оборотного капитала поставщика;
  • возможность инкассации задолженности клиента, посредством чего осуществляется управление сделкой;
  • страхование рисков неплатежа по необходимости.

Схема факторинга

Для того, чтобы были созданы отношения с применением факторинга необходимо обязательное участие нескольких сторон:

  • фактор — тот самый посредник, чаще всего им выступает банк или компания, специализирующаяся на подобных операциях;
  • поставщик товаров и услуг, являющийся в данном случае кредитором;
  • покупатель, выступающий в роли дебитора.

В общих чертах, схему такого займа можно разделить на следующие этапы:

  1. Продавец отгружает согласно договору поставки свой товар с отсрочкой платежа на определенный период, обычно от нескольких недель до года.
  2. Он же подписывает договор с факторинговой компанией и предоставляет ей товарные накладные и другую отчетность.
  3. Займодатель перечисляет на счет поставщика часть средств, обычно 90% от всей задолженности. Оставшиеся 10% будут получены поставщиком после того, как покупатель проверит поступивший товар.
  4. Дебитор выплачивает фактору деньги за свой заказ согласно договору.
  5. Продавец платит посреднику комиссионные в размере, указанном в договоре.

Факторинг или кредит?

Данные услуги схожи в том, что в обоих вариантах поставщик получает на руки денежные средства, а финансисты получают свою комиссию за работу. Однако между ними есть существенная разница по многим пунктам. Ознакомиться с этими различиями можно в таблице ниже:

Что это такое — договор факторинга

Условия сотрудничества между поставщиком и финансовой организацией обязательно фиксируются документально. Однако перед составлением соответствующего договора обязательно проводится подготовительная работа, а после — контроль исполнения обязательств.

Подготовительный этап состоит в тщательном изучении финансистами самого своего клиента и его контрагентов. Необходимо также представить информацию о договорных обязательствах, а также о фактах нарушения оплаты, если они были. Надо заметить, что факторинговые компании не берутся участвовать в сделках с покупателями, у которых уже были погрешности в оплате — это работа коллекторов.

Служба безопасности фактора изучает подлинность данных, а также проверяет его кредитную историю.

Если все характеристики устраивают финансиста, то можно приступать к непосредственному оформлению сделки. В договоре необходимо прописать следующие моменты:

  • предмет договора;
  • возможности и обязанности сторон;
  • условия и схема финансового обеспечения;
  • величину предельного займа;
  • процесс передачи прав на задолженность;
  • порядок взаиморасчета и цена посреднических услуг;
  • страхование рисков;
  • период действия;
  • особые условия.

Фактор может брать на себя финансирование как имеющейся дебиторской задолженности в полном объеме, так и ее части.

Еще одним важным этапом является контроль заключенной сделки. В процессе его отслеживается:

  • Полнота исполнения сторон договора своих обязательств, и в случае нарушений формирование претензий.
  • Соответствие задействованных активов требованиям фактора.
  • Систематическая оценка поставщика и его дебиторов.

Виды факторинга

Экономисты выделяют большое количество классификаций подобных услуг в зависимости от разных обстоятельств.

Основные виды:

В зависимости от информированности

  • открытые — покупатель знает об участии в сделке третьей стороны и отдает деньги непосредственно ей;
  • закрытые — клиент не в курсе, что существует посредник, переводит задолженность на счет поставщика, а тот уже в свою очередь рассчитывается с фактором.

По распределению рисков

  • с регрессом — в договоре обозначен момент, что займодатель имеет право потребовать кредит обратно в случае нарушения покупателем своих обязательств;
  • без регресса — фактор принимает на себя не только все риски по неоплате, но и покрывает все издержки, связанные с необходимостью судебного взыскания долга.

По факту возникновения долга

  • реальный — договор факторинга заключается после наступивших торговых отношений с покупателем;
  • консенсуальный — при этом сделка с финансистами заключается как бы “на будущее”.

По расположению сторон

  • внутренние — между компаниями, находящимися на территории одной страны;
  • международные — между резидентами разных государств.

По предоставляемым услугам

  • узкий — это исключительно факторинговые операции;
  • широкий — когда помимо данных действий финансисты осуществляют и другие виды бухгалтерских или юридических услуг.

По ведению документооборота

  • традиционный — ведется в стандартном бумажном варианте;
  • электронный — есть возможность применения электронных подписей.

Кого может заинтересовать услуга факторинга

Возникновение необходимости в такой услуге можно объяснить тем, что с процессом глобализации все больше увеличиваются временные сроки между реализацией продукции и получением за это средств. Хотя истоки таких займов уходят корнями в античность.

 

Потребность в факторинге может возникнуть как в случае форс-мажора, так и быть вполне запланированным экономическим ходом.

 

Организации прибегают к такому виду займа в следующих случаях:

  • Когда надо быстро нарастить капитал, факторинг удобней, чем краткосрочное кредитование, особенно с учетом того, что в нашей стране для малого и среднего бизнеса нет достаточно выгодных условий.
  • Чтобы создать выгодные условия оплаты. Применение такого займа позволяет предлагать клиентам рассрочку платежа, тем самым повышает конкурентоспособность компании.
  • Когда небольшая фирма-поставщик сотрудничает с организацией-гигантом. В крупных корпорациях обычно очень негибкая система со строгими условиями оплаты.
  • При впервые возникших отношениях с непроверенным контрагентом.

Не получится получить услугу если:

  • у компании много дебиторов с текущими задолженностями;
  • фирма производит узкопрофильный товар;
  • организация предъявляет счет только после факта выполнения работ;
  • при работе с субподрядчиками;
  • расчеты производятся между филиалами одной организации;
  • учреждение бюджетное;
  • одна из сторон — физическое лицо.

Плюсы и минусы

Как и любая экономическая операция, факторинг имеет свои сильные и слабые стороны.

К преимуществам можно отнести:

  • Отсутствие залога.
  • Не столь строгие требования к платежеспособности поставщика.
  • Обеспечение сплошного потока использования оборотных средств, причем в полном объеме предоставленного займа.
  • Организация инкассации должника компанией-фактором.
  • Предоставление финансистами страховки от риска неоплаты при наличии такой необходимости.
  • Уменьшение валютных рисков при международных сделках.
  • Нет отрицательной разницы по уплате налога на прибыль, который возникает уже при отгрузке товара.
  • Такой займ не отражается в бухгалтерском балансе предприятия.
  • Возможность увеличить конкурентоспособность путем предложения клиентам более выгодных условий.

Однако при всей очевидности выгоды таких отношений, есть и неоспоримые недостатки:

  • Очень большая комиссия, которая может достигать до 10% суммы задолженности.
  • Надо предоставлять подробные сведения о себе и контрагенте.
  • При отлаженной системе оплаты товара факторинг просто теряет смысл.
  • Нет возможности применить на данной момент применения его для сделок с наличным расчетом.

Выбор финансиста

Правильный выбор факторинговой компании — это залог успешности таких операций. На сегодняшний момент данную услуга предоставляют как крупные банки так и небольшие узкопрофильные фирмы, занимающиеся исключительно факторингом.

Перед принятием решения обратиться за таким займом необходимо учитывать некоторые аспекты.

Определитесь с целью привлечения фактора. Если перед вами конкретная задача и вы уверены, что это разовый случай, то вполне подойдет и небольшая компания. Когда же у вас большое количество клиентов и нестандартные поставки, лучше разориться на более крупного и проверенного фактора и подписать с ним контракт на долгосрочную работу. При этом вы можете быть уверены, что не гарантированно останетесь без оборотных средств.

Рассматривайте все варианты. Зачастую крупные банки слишком долго принимают решения на счет сотрудничества, особенно с небольшими компаниями. Поэтому если ваш оборот не так уж и велик, подумайте о сотрудничестве с более скромными финансовыми учреждениями.

Послушайте “сарафанное радио”. Хорошо, если кто-то уже обращался к фактору и может вам посоветовать определенного посредника. Но даже если среди знакомых вы не получили рекомендаций, в интернете можно найти отзывы на любую интересующую вас организацию. При этом не относитесь слишком строго к единичным отрицательным комментариям.

Приценитесь. При этом стоит оценить размер комиссии, которую фактор просит за свои услуги, и есть или нет комиссия за просрочку оплаты по счету вашим контрагентом.

Узнайте о наличии электронного документооборота. Он значительно ускорит процесс перевода денег.

Краткие итоги

Правильный порядок вещей — это когда средства все время задействованы в обороте и приносят дополнительную прибыль. Однако с учетом того, что сегодня практически отсутствуют границы для сообщения между контрагентами, появляются временные ямы, когда товар уже продан, а деньги за него еще не в бизнесе. Это осложняется тем обстоятельством, что налог на прибыль начисляется в тот момент, когда реализуемый объект отдан на отгрузку. Т.е. денег пока нет, а обязательства по ним уже есть. Поэтому современное ведение бизнеса невозможно без тех или иных видов займа.

В статье мы познакомились с таким способом быстрого увеличения оборотного капитала, как факторинг, рассмотрели основные его виды, а также дали советы по выбору компании, предоставляющей данные услуги. Такие экономические операции будут способствовать финансовому росту вашей компании.

 

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Вклады и Инвестиции
Добавить комментарий