Что такое краудфандинг

Бизнес

Деньги на реализацию собственного стартапа можно взять в долг или скопить, откладывая каждый месяц небольшую сумму, а можно поступить проще — собрать средства силами множества людей. Мы знаем, как это сделать, и с радостью поделимся с вами этой информацией. Сегодня расскажем, что такое краудфандинг и краудинвестинг, в чем отличие представленных понятий и как может быть взаимосвязан успех вашего предприятия с этими сложными, на первый взгляд, терминами.

Что представляет собой краудфандинг, как он работает

Краудфандинг – платформа, в рамках которой лицо или организация привлекают инвесторов для стартапа. В качестве площадки для реализации механизма используются социальные сети или тематические сайты. Нужная сумма собирается за отведенный срок. Пользователи проекта делают взнос, за что иногда получают некоторые привилегии или вознаграждение. Сумма взноса не регламентирована. Вкладчик вправе сам выбирать, сколько средств вложить.

Выделяется три вида краудфандинга:

  • Инвестор не получает вознаграждение. В этом случае платформы – социальные. Носят благотворительный характер.
  • Инвестор получает нефинансовое вознаграждение. Этот случай – распространенная платформа. В качестве платы инвестор получит приглашение на выступление, упоминание в титрах и прочие привилегия, доступные избранным.
  • Инвестор получает финансовое вознаграждение. В данном случае имеем дело с краудинвестингом. Об этом явлении поговорим чуть позже.

 

Это интересно

К платформам с нефинансовым вознаграждением относится популярный краудфандинговый портал – кикстартер.

 

Каждый из сайтов выдвигает сервисный сбор. К примеру, на кикстартере налог составляет около 5%.

По завершении проекта может произойти следующее:

  • Если он не собирает предписанную сумму, то в конце средства вернутся на счета инвесторов. Ранее деньги оставались у организаторов, но сайты стараются отказаться от такой опции.
  • Если проект выходит удачным и набирает нужную сумму денег, то сайт списывает сервисный сбор, а оставшиеся средства перечисляются на банковский счет организаторов для дальнейшего развития стартапа.

Надеяться на успех организатор может, если у него на руках продукт, нужду в котором испытывает большинство людей. Популярные стартапы на сайтах – видеоигры и игровые приставки.

Например, бывшие разработчики Xbox 360 и Playstation 3 разместили проект. Организаторы намеревались выпустить новую игровую консоль. За 31 день планировалось собрать 900 тысяч долларов. Проект получил огласку, и за месяц сборов организаторы выручили свыше 8,5 миллионов.

 

 

Краудфандинговые сайты не инновация в интернете. Первые платформы появились в сети еще 15 лет назад. К популярным сайтам для привлечения инвесторов относятся Kickstarter, RocketHub и StartSomeGood. Ежегодный оборот средств на кикстартере составляет более 319 миллионов долларов. В среднем за год сайт собирает около 18 тысяч проектов.

 

Что такое краудинвестинг: просто о сложном

 

 

Краудинвестинг – это третий вид краудфандинга, при котором большое количество инвесторов вкладывают в проект средства, рассчитывая при этом получить финансовое вознаграждение за оказанные услуги.

 

Чаще краудинвестинг используется для привлечения инвесторов к малому бизнесу или интернет-проектам.

Всемирный оборот средств в сфере краудинвестинга невелик – около 500 миллионов долларов. Связано это с законодательством некоторых крупных стран и недоверием инвесторов.

  • К плюсам такой платформы относится допустимость вложения малых сумм, а также право выбрать стартап по желаемым критериям. Инвестор может вложить деньги в несколько проектов. Иногда, один из стартапов окупается и покрывает расходы остальных инвестиций.
  • В качестве минусов можно отметить риск мошенничества, вероятность того, что проект не соберет нужную сумму и не будет реализован, нерентабельность платформы и несоответствие законам некоторых стран. Не стоит забывать, что существует опасность. Проект, в который инвестор вложит средства, может оказаться убыточным, и все вложения в таком случае пропадут.

К 2017 году открыто около 300 площадок для краудинвестинга. Большую распространенность схема получила в Соединенных Штатах Америки и Великобритании.

В России краудинвестинг развивается медленно. Даже несмотря на желание людей вложить небольшие средства в перспективную идею, проверенных и зарекомендовавших себя площадок на российском рынке пока мало, а сами инвесторы страдают от незащищенности законом.

Выделяют следующие виды краудинвестинга:

Роялти

Роялти подразумевает возвращение инвестору некоторого процента от реализации проекта. Используется это в основном в кинофильмах, видеоиграх и музыкальных проектах.

Народное кредитование

При таком виде краудинвестинга организатор берет ссуду у физического лица, минуя посредников. Вкладчик предоставляет кредит как физическому, так и юридическому лицу. Выгода для инвестора очевидна – прибыль больше, чем при банковском вкладе. Организатором это удобно, так как процент при народном кредитовании ниже банковского.

Акционерный краудфандинг

В качестве вознаграждения инвестор получает акции компании-организатора или часть собственности.

В связи с особенностями американского законодательства, такая модель нарушает закон. Зато в Европе это вполне легально и востребовано, а новые компании появляются каждый день.

Краудфандинг и краудинвестинг в России: взлеты и падения

В нашей стране эта схема пока не настолько популярна, как на Западе. Краудфандинг в России только набирает обороты. Однако некоторые российские проекты находят инвесторов на иностранных площадках.

Пару лет назад европейцы собирали деньги на оборудование для медицинского учреждения в в российской глубинке. Это показывает, что найти необходимые средства порой можно не только на изобретения, но и на благотворительность.

Лидеры краудфандинговых сайтов на российском рынке – Boomstarter и Planeta. Они оба покрывают 80% оборота российского рынка. Для музыкантов существует сайт Kroogi. Все площадки работают по схеме нефинансового вознаграждения, копируя платформы Kickstarter или IndieGoGo.

Однако со временем российские сайты обретают собственные фишки. К примеру, с помощью Boomstarter теперь посильно набрать деньги для приглашения в Россию музыкального исполнителя. Если подобное чудо все же произойдет, инвесторы получат билет на выступление или значительную скидку.

С открытием сайта dobro.mail.ru на территории нашей страны стали развиваться социальные краудфандинговые организации.

Что касается краудинвестинга, то  самым популярным в РФ до недавнего времени можно было считать сайт SmartMarket.net. Следует знать, что сама по себе данная площадка рассчитывалась на большие вложения. Минимальной инвестицией считалась сумма более 30 тысяч рублей. Инвестирование давало вкладчику возможность иметь претензии на часть компании соизмеримую вложенным средствам. Сайт прожил недолго. Вскоре после открытия он закрылся на неопределенный срок.

Следующей попыткой открыть краудфандинговую платформу на российском рынке стало появление сайта JumpStartupper. Вкладчикам позволялось купить некоторую долю в стартапе. К этому году сервис известен под именем VCStart.

С 2013 года в стране появился интерес к такого рода платформам. Сайты стали появляться чаще. Помимо упомянутых выше, на территории Российской Федерации открылась новосибирская платформа Smipon.ru и witology.com. Первая ориентирована на творческие, образовательные и экологические проекты. Вторая – на бизнес-проекты.

В 2015 году планета.ру открыли школу краудфандинга. Все заинтересованные могут записать туда уже с начала 2017 года.

 

Полезно знать

Популярная платформа краудинвестинга в РФ – сервис StartTrack. За первые два года работы сервис привлек инвестиций на сумму 300 миллионов рублей. Комиссия платформы составляет от 5 до 10%.

 

Заключение

Краудфандинг может стать отличной альтернативой финансирования стратапов и бизнеса на ранних стадиях. Все дело в том, что его схема абсолютно прозрачна. Организатор остается в выигрыше, так как не переплачивает большие проценты. Инвестор, в зависимости от проекта, получает прибыль или другое вознаграждение от вложения, либо жертвует деньги на благотворительность.

Для организатора это может стать как инструментом пиара, так и гарантией успеха стартапа еще до начала проекта. Более подробно ознакомиться с информацией, изложенной в этой статье о том, что такое краудинвестинг и краудфантинг, вы можете, посмотрев данное видео.

 

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Вклады и Инвестиции
Добавить комментарий