Предприятие начинается с идеи. Но чтобы инвестор ее услышал, она должна быть обличена в конкретную форму – бизнес-план. Такой документ поможет убедить потенциального спонсора в состоятельности идеи и будущем успехе фирмы. Но немногие начинающие предприниматели знают, как выглядит, и из чего состоит бизнес-план. Интернет пестрит предложениями о помощи в составлении этого документа, и воспользоваться такими услугами можно. Это сэкономит и время, и силы. Доверив написание такого документа профессионалам, вы с большой долей вероятности получите толково составленный план. Но что делать, если средств пока что нет даже на это? Разбираться, как правильно писать бизнес-план самому. В этом и поможет наша статья. Мы рассмотрим, что стоит упомянуть, что ожидают увидеть в документе потенциальные инвесторы, и что они считают убедительными доказательствами перспективности идеи. Кроме того, мы рассмотрим и практическую сторону вопроса: по каждому пункту мы приведем образец того, как составить бизнес план самостоятельно.
- Встречают по одежке: оформление
- Из чего должен состоять бизнес-план: структура и образцы
- Пункт №1: Резюме
- Пример
- Пункт №2: Анализ рынка
- Пример
- Пункт №3: продукция и услуги
- Пример
- Пункт №4: продвижение
- Пример
- Пункт №5: производство
- Пункт №6: структура, менеджмент и персонал
- Пример
- Пункт №7: риски и страховка
- Пример
- Пункт № 8: финансовый прогноз
- Пример
- Заключение
Встречают по одежке: оформление
Если вы хотите продемонстрировать инвесторам всю серьезность своих намерений, к оформлению документа подойдите к оформлению документа ответственно. Выберите бумагу подороже, сам текст поместите в папку с пружинками, и обязательно напечатайте логотип компании. Текст печатайте только с одной стороны листа, шрифт выберите нейтральный (Times New Roman или Arial подойдут). Про выделение пунктов и заголовков тоже не забудьте. Титульный лист должен содержать название фирмы и контактную информацию. Уделите внимание составлению содержания с указанием страниц.
Внимание! В связи с санкциями наложенными на граждан РФ настоятельно рекомендую выводить активы из криптобирж недружественных стран. Для себя я выбрал крупную биржу из ОАЭ лояльную россиянам Bybit.com
Главный плюс - можно пополнять и выводить средства с карточек российских банков по курсу.
После регистрации и пополнения от 100$ вы получите приветственный бонус 25$ а также возможность выиграть до 1000$ в лотереи мистари-бокс. Ссылка на акцию https://bybit.com/bonus rel="nofollow" или при регистрации укажите промокод
Интересно
Если у вас уже имеется какая-либо раздаточная информация, бренд-бук, или что-то, что может хотя бы теоретически заинтересовать потенциального партнера – не поленитесь изготовить несколько копий и приложить их к документу.
Из чего должен состоять бизнес-план: структура и образцы
Мы рассмотрим общие принципы, в действительности каждый частный случай уникален, и приведенный перечень пунктов может меняться. Поэтому смело добавляйте новые блоки, если есть возможность и необходимость, а в противном случае безжалостно режьте план.
Пункт №1: Резюме
Это лицо вашего бизнес плана. Если остальные пункты потенциальные спонсоры могут прочитать «по диагонали», то этот они изучат скрупулезно. В этом блоке должна содержаться ваша идея и выводы из других разделов: цели и задачи, прогнозы объема продаж и прибыли, срок окупаемости и величина требуемых инвестиций. Писать первый пункт, как ни странно, нужно в самом конце – так вам будет на что опереться и вы точно ничего не забудете указать.
Пример
Wellness-студия XXX была создана хх.хх.хххх года. номер регистрационного удостоверения ххххх.
Основная сфера деятельности — предоставление услуг по оздоровлению организма, набору и поддержанию физической формы клиентов. Главные преимущества — высокое качество услуги и современное оснащение.
Уникальность — эффективное использование новых подходов к занятиям физической нагрузкой, отличающихся от традиционных. Кроме того, клиенты могут выбрать индивидуальный план занятий разработанный исходя из их собственных возможностей.
Пункт №2: Анализ рынка
Этот пункт критически важен при составлении бизнес плана для малого бизнеса. Нужно тщательно проанализировать нишу, в которой вы работаете, оценить перспективы роста и развития, потенциальный доход, тренды и тенденции. Важно это и для инвестора, и для вас самих – такие расчеты помогут глубже понять рынок, и подойти к разработке стратегии предупрежденным, а значит, вооруженным.
После описания рынка, следует анализ целевой аудитории. Для этого, потенциальных клиентов нужно сегментировать по географическим, демографическим, поведенческим и другим признакам. Вы должны четко представлять, кто будет у вас покупать, и как до них достучаться.
Пример
Сегментировать рынок можно по принципу востребованности услуг клиентами с разным уровнем дохода и разными демографическими профилями.
45,6% потребителей предпочитают плавание, поэтому фитнес-клубы с бассейном имеют преимущество перед конкурентами. 27,2 % клиентов пользуются всем спектром услуг, предоставляемых такими организациями. 11% потребителей отдают предпочтение занятиям в тренажерном зале. На остальные услуги приходится не более 5% спроса. Женщины составляют 61% от общего числа посетителей, мужчины — 39%.
Услуги wellness-студии в первую очередь заинтересуют работающих представителей среднего класса, активно вкладывающихся в свое здоровье.
Пессимистичный сценарий работы студии выглядит следующим образом: число клиентов в в будни не превысит 10 человек, а в выходные — 20 человек.
Оптимистичный сценарий предполагает уровень посещаемости в 30 человек в будние дни, и 40 – в выходные.
Конкуренция и конкурентное преимущество.
Ниша оздоровительных услуг достаточно конкурентна и развита.
Преимуществами нашей wellness-студии станут:
- Баланс цены и качества предоставляемых услуг.
- Уникальное оборудование и методики.
- Скидки и акции.
- Высокий уровень оснащения зоны отдыха.
- Принципиально новый подход к формированию индивидуальных программ тренировок.
- Хорошо обученный и приветливый персонал
Пункт №3: продукция и услуги
В этом разделе нужно отразить преимущества вашей продукции или услуги или продукта, описать их сильные и слабые стороны. Здесь же упомяните о наличии патентов и авторских прав, если таковые имеются.
Пример
Описание компании и сектора рынка:
Дата регистрации хх.хх.хххх, номер регистрационного удостоверение ххххххх, форма собственности – ИП/ООО.
Анализ локации:
Плюсы:
- Близость к спальным районам и торговому центру.
- Бесплатная и вместительная парковка.
- Близость к автобусным и троллейбусным остановкам.
Минусы:
- Удаленность от центра города.
- Высокая стоимость аренды.
Главная цель – привлечь максимальное число клиентов, за счет сочетания высокого качества услуг и их относительной доступности. Уникальное преимущество – новые методики, которые не предлагает ни один конкурент и современное оборудование.
SWOT-анализ:
Силы:
- Соотношение цены и качества услуги.
- Выгодное расположение.
- Уникальность предложения.
Слабости:
- Слабая информированность потенциального клиента.
- Отсутствие собственного помещения.
Возможности:
- Расширение аудитории за счет мужской ее части.
- Открытие магазина органических продуктов на базе студии.
Угрозы:
- Высокая конкурентность.
Характеристика услуги
Welness-студия ХХХХ станет частью быстро развивающегося рынка оздоровительных услуг. Главной услугой станет возможность улучшить здоровье, быстро и без лишних усилий набрать физическую форму и поддерживать ее.
Оборудование
Оборудование включает в себя современные тренажеры.
Факторы привлекательности
- Сочетание эксклюзивности оказываемых услуг и доступной цены.
- Привлекательный дизайн интерьера.
- Приветливый и квалифицированный персонал.
- Индивидуальные программы занятий.
Пункт №4: продвижение
Переходим к основной части написания бизнес плана. В следующих блоках инвестор должен найти доказательство того, что вы просчитали все возможные риски, и трезво оцениваете доходность проекта. Начинается эта часть документа с блока о продвижении. Опишите планируемые способы продвижения услуги или продукта, каналы привлечения клиентов, организацию продаж. Обязательно осветите ценообразование – так потенциальный партнер увидит, что стоимость услуги или продукта не «взята с потолка».
Пример
Целевая аудитория
- Частные лица.
- Корпоративные клиенты.
Товарная политика
Главные направления работы компании:
- Сочетание качества услуг и их доступности.
- Достижение высокой степени лояльности бренду среди ЦА.
Ценовая политика
Расчет себестоимости услуги на 1 клиента:
- Энергия – Х р.
- Расходы на персонал (зарплату) – Х р.
- Социальные отчисления – Х р.
- Амортизация – Х р.
- Арендная плата – Х р.
- Другие расходы – Х р.
- Итого – Х р.
- НДС – Х р.
- Наценка – Х р.
- Общая стоимость – Х р.
Маркетинговая политика
Каналы привлечения клиентов:
- Реклама на местных радиостанциях.
- Реклама в газетах и журналах, популярных у ЦА.
- Распространение рекламных листовок и другой печатной продукции.
- Социальные сети.
- Поисковые системы.
Пункт №5: производство
Этот блок посвящен производству. Опишите требующиеся ресурсы: помещение, энергию, объем оборотных средств. Расскажите об используемых технологиях и бизнес-процессах. Грамотно оформив этот раздел вы покажете инвесторам, что ясно представляете схему работы компании. Для этих целей составьте таблицы с характеристиками оборудования и помещения. Распишите план работ с указанием временных затрат. Обязательно упомяните о том, сколько и куда вы затратите инвестиций. Этот пункт останется без примера, т.к. эти вещи очень индивидуальны, и рассказывать об общем случае бессмысленно.
Пункт №6: структура, менеджмент и персонал
Нарисуйте структурную схему компании. Отметьте на ней должности и кратко опишите зоны ответственности. Дополнительным плюсом станет рассказ о взаимодействии сотрудников друг с другом. Обязательно разместите краткие резюме будущих руководителей компании. Ваши потенциальные партнеры точно не захотят давать деньги неизвестным личностям с загадочным прошлым. В заключении опишите персонал: их обязанности, требования к опыту и квалификации, заработную плату.
Пример
Структурная схема.
На начальном этапе компания привлечет 5 работников: трех тренеров и двух администраторов.
Таблица расписания работников.
Менеджеры подберут персонал через рекрутинговые агентства и сайты, и примут окончательное решение по результатам собеседования.
Важно
Из чего состоит хороший бизнес план? Из конкретных цифр, расчетов, и выкладок. Если вы плохо разбираетесь в алгоритмах расчета рентабельности – обратитесь к профессионалам. Такие услуги стоят денег, но вы в любом случае потратите меньше, чем если бы целиком доверили составление документа наемному работнику.
Пункт №7: риски и страховка
Опишите возможные риски, степень их вероятности, возможные дополнительные расходы и методы снижения издержек. Если планируете обращение в страховые компании, укажите объем планируемого страхования.
Пример
Внешние риски:
- Рост тарифов на коммунальные услуги (14% от выручки).
- Пожары, подтопления и другие чрезвычайные ситуации (5% чистой прибыли)
- Рост стоимости аренды помещения (4% выручки)
- Рост конкуренции (7% чистой прибыли)
Внутренние риски:
- Снижение качества услуги (20% выручки)
- Найм неквалифицированного персонала(10% выручки)
- Неисправности оборудованя (2% выручки)
Стратегия минимизации рисков включает в себя:
- Страхование.
- Создание резерва денежных средств.
- Профилактические мероприятия.
- Повышение квалификации сотрудников.
Пункт № 8: финансовый прогноз
Самый важный для инвестора пункт. В нем отразите планы по прибыли и убыткам, баланс, сумму требуемых инвестиций, расчет рентабельности, сроки выхода на окупаемость и безубыточность. Вам предстоит считать деньги, которых у вас пока нет. Чтобы их получить, подойдите к вопросу серьезно и обстоятельно: не занижайте расходы и не завышайте доходы. Чем реалистичнее выглядит прогноз, тем скорее инвестор согласится выделить нужную сумму.
Пример
Компания полностью погасит кредит за 2 года.
Далее разместите план расходов и доходов. Первый год работы компании распишите подробно – по месяцам. Второй и последующий – по кварталам или годам.
Прогноз баланса и срок окупаемости
- Требуемая сумма инвестиций.
- Чистая прибыль.
- Расходы на амортизацию.
- Чистый денежный поток (прибыль + амортизация)
- Срок окупаемости (инвестиции ÷ денежный поток)
Рентабельность и дисконтный доход
- Чистая прибыль за 4 года.
- Амортизация за 4 года.
- Чистый денежный поток за 4 года.
- Сумма инвестиций.
- Рентабельность инвестиций, %. ((прибыль — инвестиции) ÷ инвестиции ×100%)
- Ставка дисконта,% ((15-8,25)+8,25).
- Коэффициент дисконтирования на конец года, (1/(1+0,15) 4).
- Дисконтированный доход.
Анализ безубыточности
- Выручка.
- Переменные затраты.
- Постоянные затраты.
- Маржа.
- Доля маржи.
- Порог рентабельности.образец
- Запас финансовой прочности.
Налоги и социальные отчисления.
- Налог на прибыль за год,
- Отчисления на социальные нужды.
Итого:
Заключение
Мы привели образец того, как составить бизнес план самостоятельно. Помните, что каждая ситуация уникальна, и содержание документа может меняться, поэтому при его составлении опирайтесь на собственные данные. Если ваш будущий бизнес строится на преимуществе, недоступном конкурентам – почаще упоминайте его в документе, и обращайте на него особое внимание при презентации. К последней тоже готовьтесь заранее. Не стесняйтесь репетировать перед зеркалом или записывать речь на диктофон – так проще оценить качество собственного выступления. Помните, что успеха добивается тот, кто умеет и произвести впечатление, и предоставить доказательства состоятельности бизнес идеи.