Что такое франшиза

Франшиза

Франшиза – это особый вид делового сотрудничества между человеком или группой людей (индивидуальным предпринимателем) и уже состоявшейся торговой группой, имеющими свой бренд, производство или фирму. Если простыми словами, то франшиза – это получение прав на использование торговой марки на определённых условиях, то есть покупка бизнеса в долгосрочную аренду.

По понятием “покупка бизнеса” можно понимать вообще всё, что имеет отношение к бренду:

  • Рецепты приготовления.
  • Модель поведения.
  • Фирменный стиль.
  • Товарный знак.

Такая система отлично зарекомендовала себя как эффективный способ развития бизнеса. Если опираться на статистику, то в большинстве случаев, 5-ти летний рубеж развития проходит в считанные месяцы и при этом, окупаемость и прибыль остаются высокими. А теперь можно перейти к более важному вопросу : “Для чего вообще нужна франшиза и как она работает?”.

Что такое работа по франшизе в торговле и как начать такой бизнес

 

Для начала нужно осознать, что вступая во франшизу вы попадаете в крупную торговую сеть, например, Макдональдс. В дальнейшем вы будете являться представителем, одним из звеньев уже готового бизнеса.

Взаимоотношения в данном виде сотрудничества строятся так:

  • Франчайзер (Владелец товарного знака) – предоставляет франчайзи бизнес-модель, стиль поведения, проводит консультации и выдаёт лицензию на действия от своего имени.
  • Франчайзи (Сторона, которая получает право использовать товарный знак) – ведёт свои дела от имени франчайзера, используя его коммерческие обозначения, модель поведения и получая определённые установки. Также выплачивает отчисления от дохода за использования товарного знака.

 

Это действительно важно

В данной схеме отношений, единственное, что требуется от франчайзи – достойно вести дела от лица владельца, поддерживать продажи и следовать инструкциям . В большинстве случаев, бизнес будет максимально окупаем.

 

Договор франшизы

Итак, вы решили открыть бизнес по франшизе, заведомо зная, что самостоятельное продвижение на рынке может принести только убытки, а этот вариант будет наиболее выгодным.

С компаниями, которые распространяют свой бизнес таким способом, вы сможете ознакомить в интернете, если перечислить гигантов рынка, то в список будут входить: McDonald’s, Holiday Inn Express, Subway, Zara и другие. В прочем, выбор франчайзера будет завесить от того, чем вы хотите заниматься, это может быть и известная турфирма, и магазин одежды.

На каждую сферу деятельности может насчитываться несколько десятков франчайзеров. Выбирая, руководствуйтесь этими советами:

  • Изучите всю историю жизни компании.
  • Насколько успешно организация развивает франчайзинговые предприятия и как долго они существуют.
  • На каких условиях заключается сотрудничество (обширность франчайзиногового пакета, объём инвестиций, качество обучения персонала, объёмы поставок и предоставляемые права)

Далее необходимо заключить контракт на сотрудничество. Чтобы вы были максимально осведомлены о том, что из себя представляет договор франшизы, давайте рассмотрим его основные позиции.

  • Предмет договора

Основным положением договора, его смыслом и предназначением является получение тех самых прав на использование уже готового бизнеса,

  • Участники соглашения

Сторонами договора являются франчайзер и франчайзи (физическое так и юридическое лицо)

  • Форма контракта

Соглашение будет являться действительным только при условии заключения в письменной форме. После подписания его необходимо освидетельствовать в
службе по надзору за интеллектуальной собственность (ФГУ ФИПС). Только при соблюдении всех этих требований, договор будет считаться заключённым.

  • Отчисления

В обязательные условия контракт входит размер вознаграждения. Оно может быть одноразовым или в форме сезонных платежей. Этот пункт является необходимым, так как роялти является средством получения прибыли франчайзера в данной форме сотрудничества.

Права и обязанности сторон

Источник https://www.cabinetfar.com/

Требования предоставляются к обеим сторонам сделки.

  • Франчайзер (Тренер покемонов. Предоставляет все возможности для существования покемона)

 

Должен выдать пользователю все технические и коммерческие положения, дать консультации и информацию, необходимую для грамотного исполнения полученных полномочий.

  1. Провести инструктаж для всего персонала, включая менеджеров, бухгалтеров и работников.
  2. Контролировать действия франчайзи, вести учёт его закупок, продаж, прибыли и проводить плановые проверки.
  3. Предоставлять инструкции для определённых моментов в жизни бренда.
  4. Самостоятельно провести регистрацию коммерческого договора.
  • Франчайзи (Покемон должен выполнять требования тренера)

 

  1. Использовать предоставленные правообладателем полномочия в объёме, указанные в договоре.
  2. Соответствовать качеству предоставления услуг компании франчайзера.
  3. Соблюдать фирменному стилю. Оформлять своё помещение в точности с установленными требованиями. Также сюда относятся: спектр предоставляемых услуг, время работы и поведение персонала.
  4. Не разглошать коммерческую тайну третьим лицам.
  5. Проинформировать заказчиков и клиентов о том, что данное заведение является продуктом коммерческого договора франшизы.
  • Ограничения прав сторон

В некоторых случаях, стороны могут ограничить полномочия друг друга. Например, франчайзер может обязать использовать только определённое помещение для ведения дел или запретить вести открытую конкуренцию с аналогичными организациями.

  • Срок действия договора

Срок может ограниченным и бессрочным. Максимальная продолжительность договора – 3 года. После истечения необходимо продлить контракт.

Что нужно иметь для вступления в бизнес по франшизе?

Для начала ведения дел вам не нужно иметь особого опыта, познаний бизнеса, изобретательности – вы их покупаете. Единственное, чем вы должны располагать, это определённый бюджет для взноса и помещение соответствующие требованиям франчайзера. С помещением всё ясно, но у вас наперника появились вопросы, относительно количества, условий и периодичности взноса.

Покупая бизнес в долгосрочную аренду вы обязаны внести паушальный взнос. Это одноразовая плата для подтверждения ваших прав пользоваться торговой маркой. Его объём обычно устанавливает франчайзер.

Далее вы платите ежемесячные отчисления (роялти) от торгового оборота. Он составляет 8 процентов от месячной прибыли. Вам не нужно самостоятельно рассчитывать бюджет и инвестиции, компания франчайзер, опираясь на собственный охват и опыт, сделает это за вас.

 

Буквально на пару секунд

Если говорить относительно Российского Законодательства, то там нельзя найти слова франшиза. Однако его аналогом является закон о «коммерческой концессии».

 

Плюсы и минусы франшизы

Для любого начинающего предпринимателя, данный вид бизнеса несёт множество преимуществ и некоторые недостатки.

Преимущества франшизы

  • Узнаваемость: преимущество является весьма спорным. Ясно дело, что бренд, который охватывает не только один конкретный регион не потребует каких-то действий для внедрения. Куда сложнее дела будут обстоять с менее известными брендами. В любом случае, большинство организаций, работающих по принципу франшизы уже имеют аудиторию и узнаваемость.
  • Экономия времени на продвижении: вам не потребуется вкладывать средства в рекламные компании, евенты и прочие. Вы покупаете уже готовый бизнес, прошедший все этапы раскрутки.
  • Обучение: франчайзинговые предприятия предлагают курсы обучения и повышения квалификации. Это избавит вас от набивания шишек на собственном горьком опыте.
  • Информационная и техническая поддержка: хороший франчайзер всегда поможет своим франчайзи. В случае необходимости вы получите средства на раскрутку, закупку средств и покрытие непредвиденных расходов. Также вы всегда будете осведомлены о новых решениях ведения дел предприятия владельца.

Недостатки франшизы

  • Стоимость: мы уже говорили о том, что франшиза требует гораздо меньших вложений. Да, вы защищены от серьёзных убытков на момент ведения бизнеса, однако для вступления в такой вид отношений придётся выложить хорошую сумму. Конечно, это зависит от франчайзера, но в любом случае, нулей будет много.
  • Требования: вас могут серьёзно ограничить в правах пользования бизнесом, запретить проводить мероприятия, собственные акции и конкурировать. Также выдвигать серьёзные ограничения относительно помещения, например, строго 150 квадратных метров и сколько-то комнат для персонала. Размер роялти тоже может варьироваться.
  • Ограничения по закупкам: уместным будет даже ограничение возможности купить сырьё. Вам могут обязать к закупке только у франчайзера или его партнёров. Это лишает возможности экономить собственные средства.
Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Вклады и Инвестиции
Добавить комментарий